Минувший зимний сезон стал черным для спортсменов Ярославской области. В Сыктывкаре на соревнованиях по спортивному ориентированию, погиб наш спортсмен Александр Архипов.
Александр участвовал в гонке ориентировщиков, двигаясь со спуска и глядя в карту, на которой отмечены контрольные пункты. Наперерез ему ехал лыжник сборной команды одного из регионов России – не принимающий участия в гонке. По рассказам очевидцев, он пытался уйти от столкновения – но поздно спохватился, поскольку в этом месте никогда не встречал движущихся навстречу людей. Даже если мы поймем, кто из спортсменов прав, а кто виноват в этом инциденте, мы ни на сантиметр не приблизимся к ответу на вопрос, почему он вообще стал возможен.
Отчасти ответом на него может быть ситуация, сложившаяся в моей собственной практике. Дело было ранней зимой, когда снег только появился – и полностью трассу в Подолино создать было просто еще не из чего. Поэтому кататься приходилось по «восьмерке», на стыке «кругов» которой (в районе забора частного дома и туалетов СК «Подолино») получилось метров триста встречного движения. В этой седловине определенная скорость движения со спусков имелась и у того спортсмена, который едет со стороны леса и у того, который движется со стороны стадиона. Естественно, что при правостороннем движении тот, который перемещается от леса (а им был как раз я) должен, насколько это возможно, прижиматься к забору. Что было весьма опрометчиво, поскольку снега выпало мало и выезжать из лыжни означало подвергать риску инвентарь. Естественно, что и спортсмен, движущийся от стадиона, при правостороннем движении должен был уходить с лыжни – но у него был, хотя бы, запас пространства. Беда в том, что, в отличие от движения по автомобильным дорогам, здесь мы увидели друг друга слишком поздно. К тому же, мне, двигающемуся по «правильному» (то есть – привычному) направлению, стоило пары секунд, чтобы вспомнить о специфике движения именно в этот день. Результат – мой красиво подбитый глаз и стресс воспитанника СДЮСШОр-3. В общем, могло быть и хуже.
Больше того – хуже вполне еще может быть. Упомянутый инцидент в Подолино стал следствием отчасти «пожарной» ситуации. В Сыктывкаре на трассе оказались одновременно соревнующиеся и тренирующиеся спортсмены. Но, положа руку на сердце – разве подобные положения не возникают на наших лыжных трассах все чаще и чаще? Как бы не так: в том же Подолино редкая тренировка обходится без того, чтобы на спуске не встретить человека, который с упорством, достойным лучшего применения, пытается штурмовать его, как подъем. Слова в этих ситуациях употребить практически невозможно – скорость не позволяет – а на междометья девять из десяти подобных «спортсменов» реагируют междометьями же… Но это ладно, когда зима – падать на снег все-таки, не особенно травмоопасно.В Демино доводилось видеть отдыхающих, которые на роликовых коньках (взятых здесь же, в прокате), фланируют по выкатам со спусков лыжероллерной трассы. Их, конечно, просят уйти на стартовую поляну (и они, чаще всего, уходят), но… На собственный инстинкт самосохранения непрофессионала рассчитывать не приходится. Он просто не воспринимает спортивный инвентарь, как источник повышенной опасности. И здесь его трудно винить – у нас полно народу, который и автомобиль в этом качестве воспринимает не особенно (но здесь его сдерживают хотя бы правила дорожного движения и сотрудники ГИБДД, что бы мы о них не говорили).
В нашем случае дела обстоят несколько печальнее. С одной стороны, никто не имеет права быть ограничен в выборе способов досуга. Более того – при любых обстоятельствах человек на лыжах должен звучать более гордо, чем он же – с пивом на диване. С другой – потенциальная опасность этого человека на спортивной трассе весьма и весьма серьезна. Особенно – когда он отдыхает там во время проведения соревнований.
- На мой взгляд, проблема шире, чем безопасность спортсменов, находящихся на трассе – поделился своим виденьем проблемы президент федерации лыжных гонок Ярославской области, основатель СК «Подолино» Виктор Семенович Попов, – и касается она общего уровня культуры наших людей. СК «Подолино» полностью оснащен всеми средствами оповещения пользователей трассы о правилах поведения на ней. По ходу всей дистанции имеются указатели правильного направления движения. Вопрос только в том, чтобы отдыхающие как-то обращали внимание на все эти информационно-наглядные материалы. А вот тут-то и есть главная проблема. Есть страны, где правила поведения лыжника прививаются чуть ли не с пеленок. И там даже наступить на лыжню считается чем-то неприличным (не говоря уж о том, чтобы выгуливать там собак или ездить на квадроциклах). Поэтому наиболее полным средством решения этой проблемы в ближайшей перспективе я считаю разделение трассы на прогулочную (по прилегающим к СК «Подолино» полям) и спортивной (в Ананьинской роще). Это не снимает с нас ответственности за дальнейшее усиление дисциплины на спортивной части трассы.
- Яковлевском бору, нет серьезных подъемов и спусков. Лыжные тренировки наших воспитанников на трасах с рельефом мы стараемся планировать так, чтобы они приходились на время, которое не подразумевает массового присутствия отдыхающих. На трассах, прилегающих к нашей трассе, подобной проблемы практически не существует – пояснил директор СДЮСШОР-19 Владимир Павлович Сапожников – у нас, в
Между тем, в окрестностях Ярославля существует еще одна трасса, облюбованная спортсменами – бывшая «женская пятерка» в Белкино. Там эта проблема и вовсе стоит в полный рост, поскольку посетители парка «Забава» с трудом представляют себе, что на лыжах возможны какие-то инциденты.
- Я уже практически привык к тому, что на этой трассе на спуске от бывшего лагеря «Спутник» обязательно кто-нибудь лежит – рассказал преподаватель ЯГПУ Антон Муравьев – но и тех, кто путает подъемы и спуски, тоже хватает. Несколько раз именно это знание спасло меня и моих товарищей, тренирующихся здесь, от серьезных столкновений, падений и утраты инвентаря.
В Демино дела с безопасностью обстоят несколько лучше – не всякий отдыхающий доберется даже до середины здешних подъемов (что закономерно убережет его от спусков). Но даже спускаясь с относительно безобидного спуска, который находится параллельно подъёму «Труба», во время прошлогодней «Лыжни России», многие не искушенные лыжники сумели здесь основательно приложиться.
Изменить менталитет полумиллиона человек, живущих в нашем регионе (а на лыжи не возбраняется, как уже было сказано, становиться никому), дело далеко не одного сезоне. А зима-то уже вот-вот… Ждать новых «приключений» или, все-таки, деятельно включаться в процесс воспитания «братьев наших отдыхающих»? Второй вариант, говоря честно, подразумевает, что их отношение и остальным вопросам нашей жизни может измениться. В конце концов, что такой спорт, как не попытка совершить невозможное?
Дорога в 1000 миль начинается с первого шага. Просветительскую работу надо начинать во всех пунктах проката Демино, Подолино и Забавы в виде устного инструктажа и листовок с правилами поведения на лыжне. Беды тут две: нет заинтересованности у прокатов в решении этого вопроса и отсутствие культуры поведения на лыжне у нас с вами, у «дорогих россиян». Сейчас мы пожинаем плоды системной ошибки в системе образования с 90-х годов. Уменьшение внимания к лыжной подготовке в школе, отсюда отсутствие «культуры» и уменьшение финансирования. Почему то родители должны покупать лыжный инвентарь детям, ни кому в голову не придет покупать чучело совы на биологию или пробирки с реактивами на химию.
Будьте здоровы! Занимайтесь спортом!
Да, согласен со статьёй, проблемы с поведением на лыжных трассах оставляет желать лучшее, а поведение людей вообще становится на низком уровне.
С проблемой отдыхающих людей, и при чём не на лыжах, сталкиваюсь каждый зимний сезон в Норском. Прогулки по лыжной трассе начинают с того момента, как появляется накатанная лыжня. Нет лыжни, нет гуляющих. Я не видел ни одного человека лазающего по сугробам, ну если только детей, но в нынешнее время их всё меньше и меньше, видать совсем их поглощают новые технологии! Да, ещё есть категория граждан, которая в любой день выходит на прогулку со своими питомцами, но об этом отдельную статью писать нужно.
По моему мнению, отдыхающие, которые попадают на лыжню, делятся на три вида: люди, которые понимают и воспринимают происшедшее нормально, в последствии принимают адекватные решения; отдыхающие, которым, что говори, что ни говори, они молча продолжают делать своё. Ну и третья категория, «Быдло» — эти вообще не в адеквате. Мало того, что ходят по лыжной трассе, не уважая работу тренера и детей, которые делали эту трассу, но ещё и на тебя набрасываются с обвинениями, говоря «Это ваша лыжня? Где хочу там и хожу». Уважаемые! Если бы это было чьё-то, то вас бы здесь не было!
«Дорогие наши любители воскресных прогулок и отдыха на природе, давайте уважать друг друга. Мы не мешаем отдыхать вам и вы нам не мешайте! Простоя истина. А ещё лучше, присоединитесь к нам и поймёте сами радость и пользу движения».
Алексей, я наверно с точностью до процента смогу указать эти категории пользователей лыжных трасс, пусть не в стране, но в нашем городе. Из них около 5% — нормальные, понимающие люди; примерно столько же безразличных и около 90% «пользователей» — попросту дебилы (особенно в Павловской роще, там этот показатель можно приравнять к 99%). Правда за городом последних на порядок меньше, но в остальных местах тренировок их хватает.
Я с тобой уже делился впечатлениями с результатами хождения по руководству города области по вопросу создания благоприятных условий, по занятиям детей лыжным спортом. Но я так понимаю, что это никому не нужно кроме этих 5% занимающихся.
По поводу культуры… — это отдельный разговор. В этом году я впервые побывал за границей, в Чехии, и вскоре закончу подготовку материала по тому, как обстоят дела по этому вопросу у них там, в малехонькой стране, может правда получиться в основном статья с беговым и вело уклоном, так как все таки есть языковой барьер и был я в августе.
Руслан, ждём с нетерпением данную статью.
Алексей, полностью согласен! Нет ещё культуры поведения на лыжных трассах. Собаки на лыжне — это ещё не самое страшное. Вот когда в прошлом лыжном сезоне я во время тренировки в Демино съезжал со второго спуска вдоль р. Колокши, то мне навстречу по проложенной ретраком лыжной трассе, тоже со спуска, вылетели на приличной скорости снегоходы 5 шт. Мне просто чудом удалось успеть увернуться и не быть сбитым снегоходами.
Сколько раз потом беседовал с владельцами снегоходов, которые мне встречались на Деминских трассах — в основном отдыхающие и гости. Просил их проявлять уважение к специалистам, подготавливающих лыжные трассы, и лыжников, которые по ним ездят. Пытался достучаться до их сознания, чтобы они не гоняли там, где люди тренируются Одни считают, что ничего зазорного нет, чтобы проехаться по лыжне, мол, спасибо ещё должен сказать, что трассу тебе укатываем. Другие просто говорили: «Да, иди ты на…! Я отдыхать сюда приехал, тебя ещё не спросили, где мне можно кататься».
Поэтому, в целях безопасности предпочитаю проводить лыжные тренировки с самого утра. И отдыхающих меньше и трасса свободней.
Да-а-а, снегоходы вообще раскатать могут. Данный вопрос можно адресовать администрации ЦЛС «Дёмино». Они должны следить за этим и проводить инструктаж.
В этом случае администрация ничего не может сделать. Снегоходы по полям ездят и никоим образом им запретить не технически, ни практически, ни с точки зрения закона нет. Или терпим и ждём, пока до сознания владельцев техники дойдет, что не надо портить чужое, или втыкаем палки поглубже в задницы. Третьего не дано, к сожалению.
Так снегоходы выдаёт Демино?
Неа. Снегоходы привозят кто хочет и там по полям гоняют. Поэтому и нет на них управы.
вроде выдавали раньше,на счёт сейчас могу ошибаться.
Уже давненько у меня возникает желание отгородить лыжные трассы от посягательств дебилов большим бетонным забором. Конечно я понимаю что это не реально, но данная категория населения по другому не понимает. И пока нет культуры и взаимного уважения эту проблему по другому решить вряд ли удастся. И вообще, почему по футбольному полю не ездят на квадроциклах, или хоккейную площадку не бурят ледорубами…. а лыжники, что не имеют права на комфортные условия для тренировок или соревнований. А где и в каких условиях приходится тренироваться нашему подрастающему поколению?…я уже затрагивал эту тему вот здесь и вот здесь.
Лыжи это маленькая часть «айсберга». Посмотрите что на дорогах творится! Забыли где живете что ли ??? Когда домой из за «бугра» возвращаюсь, всегда настроение никакое. Потом плавно привыкаю к культуре страны третьего мира. А по лыжным трассам — конечно надо побольше информации, табличек с направлением движения и «кирпичом» на обратной стороне.
Знаком что ли :-D.
На Деминских трассах такие таблички бывают.
Мне кажется стоит ввести систему штрафов наподобие как на дороге, применимо конечно не везде, но в Дёмино можно было бы организовать. В прокате сделать вывеску, что разрешается, а что категорически нет!
В те выходные семья из двух человек (папа и сын, так понимаю) на роликах съехали с дальнего спуска по роллерке в Дёмино в итоге, папа сына успел толкнул в траву, а сам на асфальт, и что-то там совсем серьезно, так как упал назад на плечи и голову (без шлема). Был без сознания, да и не мало таких случаев, а всё учимся…
Правовых оснований нет никакие штрафы взимать, к сожалению. Так что думаю всё, что можно сделать, это рисовать много знаков направления движения на асфальте и выставлять аналогичные таблички по краям трассы.
А мне казалось, что лыжная и лыжероллерная трассы — это частная собственность Дёмино?
Алексей, лыжероллерная трасса пока областная федеральная собственность, если была частная, как в Подолино , то тренировка рублей бы 200 стоила.
Понятно Николай.
Частная, федеральная, какая разница? Налагать штрафы может только суд или органамы правопорядка. Все таблички «ШТРАФ. Администрация» у меня всегда вызывали смех.