Создание и поддержание лыжной трассы
Продолжая разговор о проблемах лыжных трасс доступных для занятий детским спортивным школам и любителям лыжного спорта, хочу поделиться своими мыслями, как и обещал. Мыслями о том чтобы хоть как то улучшить условия для занятий любимым хобби. Может это даст небольшой толчок к созданию бюджетных лыжных трасс, пригодных для круглогодичного использования, пусть не имеющих лежероллерного круга, и поддержания их в хорошем состоянии.
В современном мире, когда спутники ГЛОНАС бесследно исчезают в бескрайних просторах вселенной, многие думают, что лыжная трасса это попросту тропинка в лесу или поле по которой бежит узкая полоска следов от лыж, оставленная любителями активного отдыха.
Да конечно, это тоже лыжня, по которой можно совершить прекрасную прогулку по морозному зимнему воздуху, наслаждаясь красивыми зимними пейзажами. Это больше подходит для любителей лыжных прогулок, которые любят порой бороздить снежную целину и побывать в отдаленных местах, отдохнуть душой наедине с природой в одиночестве или в кругу близких людей.
Но занятия лыжами и лыжным спортом в частности требуют подготовки достаточно хорошо подготовленных лыжных трасс. Таких трасс на которых можно проводить не только тренировки, но и соревнования. А таких мест у нас в черте города практически нет. Эти трассы существуют в основном в ближнем пригороде и находятся в деревне Подолино (СК «Ярославец») и рядом с кемпингом Белкино (в 80-х Олимпийские зори или п/л Спутник). На этих трассах можно провести не только прекрасную, качественную тренировку, но и на хорошем уровне соревнования.
Так что же представляет собой подготовленная лыжная трасса?
Современную лыжную трассу можно по праву считать спортивным сооружением, которая требует усилий для ее создания и соответствующего ухода за ней.
Лыжная трасса зимой это ровное уплотненное снежное полотно на довольно сильно утрамбованной снежной подушке, которая в свою очередь находится на ровной грунтовой поверхности шириной минимум 4 метра – основание или можно сказать фундамент лыжной трассы. Снежная подушка создается постепенно в процессе укатки лыжной трассы с момента первого снегопада.
Летом на этой трассе можно проводить беговые тренировки и тренировки на велосипеде, заниматься нордической ходьбой и совершать комфортные пешие прогулки.
Основным фундаментом лыжной трассы является ровное грунтовое полотно шириной минимум около 4 метров. Такая ширина необходима для того, что бы совместить зимой два вида лыжни: для классического хода и свободного хода.
В бесснежный период, проводя свои тренировки, после очередного затяжного дождя волей неволей приходится месить жидкую землю ногами и совершать маневры уклонения от луж приходят мысли о том, как сделать трассу посуше. На мой взгляд это решить можно следующим образом.
По обоим краям грунтового полотна необходимо проложить водоотводящие канавки, а его профиль должен иметь слегка выпуклый вид. Это нужно для отвода талой дождевой воды с основной – рабочей зоны полотна. Это позволит сделать трассу более жесткой и комфортной для бега и велосипеда, и позволит зимой дольше и качественней сохранить снежный покров. Водоотводящие канавки нужны для сбора воды как с трассы так и не позволять ей попадать на трассу со стороны более высоких мест. (см. рисунок)
Водоотводящие канавки могут принести значительную пользу ранней весной, когда земля еще промерзшая и не может впитать в себя талые воды, в них будет собираться в и отводится от полотна трассы эта вода. Это позволит быстрее просушить трассу и приступить к более ранней ее эксплуатации.
Для безопасного пользования трассой канавки должны быть глубиной около 30-40 см и шириной около 60-70 см. со скругленными краями. Это необходимо в первую очередь для начинающих велосипедистов в случае если они не смогут по каким то причинам удержать своего коня на трассе, что бы колесо велосипеда могло свободно преодолеть данное препятствие, а не зарыться в канаве. Конечно в канавках со временем будет скапливаться листва и другой мелкий мусор, поэтому периодически будет возникать потребность в их очистке.
Канавки такой глубины позволяют так же понизить уровень грунтовых вод в районе трассы, что позволит сделать трассу более твердой и более быстро высыхающей после очередного дождя.
Грунтовое полотно трассы требует соответствующего ухода. На нем волей природы имеет свойство произрастать различная растительность. Высокая трава и мелкая поросль кустарников будут создавать соответствующие неудобства, как летом, так и зимой. Летом она будет мешать бегунам и велосипедистам, увеличивать время ее просыхания после дождя, а зимой будет торчать из снега и портить лыжи. Поэтому в период когда нет снега необходимо регулярно прокашивать полотно трассы и удалять поросль кустарников. Еще в идеальном варианте ухода за полотном желательно регулярно, хотя бы раз в год, делать подсыпку отдельных участков песком и опилками. Это позволит постепенно привести грунтовое полотно по всей длине к идеальному состоянию.
Зимой за лыжной трассой требуется соответствующий уход. Он заключается в том, что необходимо постоянно уплотнять, рыхлить и ровнять на ней снежный покров.
Уплотнение снега на трассе нужно для создания плотной и твердой снежной подушки. Снежную подушку необходимо формировать с момента первого снегопада. Это позволит сделать качественную лыжню и дольше сохранить снежный покров во время продолжительных оттепелей и ранней весной. Во время катания на лыжах мы, можно сказать, месим снег лыжами, особенно при передвижении коньковым ходом, это приводит к образованию на снежном покрове бугорков и ямок. Так же еще при длительном отсутствии снегопада снежное полотно уплотняется настолько, что делает катание на лыжах не комфортным. В этом случае необходимо производить рыхление снежного полотна с помощью специальных приспособлений.
Уход за снежным полотном производится специальными машинами ретраками. Это идеальный вариант, так как ретрак имеет все необходимое навесное оборудование для прокладывания, как классической лыжни так и лыжни для конькового хода. За один проход эта машина способна проложить качественную лыжню шириной около 4 метров. Но к сожалению из за его большой стоимости эта техника остается недоступной для спортивных школ, которые культивируют лыжный спорт.
Наблюдать за работой ретрака одно удовольствие. Хорошая получается лыжня.
Достаточно бюджетным вариантом для ухода за лыжными трассами является снегоход с соответствующими прицепными устройствами.
Прицепные устройства для снегохода: резак, борона и уплотняющий каток, которые можно изготовить самостоятельно
Еще один немаловажный фактор, о котором я не могу не сказать – это освещение лыжной трассы. Почему немаловажный – ввиду короткого светового дня зимой тренировки даже ранним вечером проводить приходится либо уже в глубоких сумерках, либо вообще в темноте.
Так выглядят большинство освещенных лыжных трасс у наших северных соседей.
В Финляндии эти трассы соединяют города.
И конечно же еще для существования качественной лыжной трассы необходимо выполнение нескольких важных условий:
- наличие территории, закрепленной за спортивной школой, на которой можно разместить трассу;
- наличие персонала, который готовит трассу и следит за состоянием техники;
- наличие соответствующей техники.
Если последние два реально можно решить, то первый это по-настоящему камень преткновения.
Думаю, стало бы хорошо, если в каждом районе нашего города получили право на существование такие бюджетные трассы. А территорию, на которой размещались эти трассы, превратить в своеобразные парки здоровья доступные каждому любителю активного образа жизни.
1) Можно объяснить непросвещенному человеку суть «камня преткновения»?
Катаюсь в Рыбинске в Мариевке. Здесь по плотности то, что накатывают спортсмены — очень даже достаточно. Куда уж плотнее. Тем более когда снегопадов долго нет. Проблема в том, что когда трасса уже лыжами укатана, действительно по ней тяжело ехать — ухабы. Пускали бы просто иногда буран с бороной — и все, по-моему — не было бы проблем. Это требуется делать максимум один раз в неделю.
2) Объясните, почему сейчас трассы очень плохо готовят? Получается, что это никому не нужно? Кто принимает сейчас решения о подготовке подобных трасс у спортшкол?
3) Вызывает сомнения идея по поводу пологих новых скатов. Насколько удобно бегать и кататься на велике по такой трассе? Не будет ли колесо стремиться на скольжение вбок? И самый главный вопрос — как обеспечить ровный скат? Вручную насыпать лопатами и выравнивать? Я думаю, грунт все равно просядет. Да и добровольцев столько никогда не найдется. Вообщем, мне кажется нереалистичным. И я не понял — за счет чего уменьшается уровень грунтовых вод? Известно, что вода быстрее испаряется с большей площади.
4) Более реалистичной кажется идея с опилками. Так делают на стадионах, по крайней мере на стадионе Метеор в Рыбинске точно. Дорожка в целом беговая конечно получается. Но суть в том, что опилки — удобный смягчитель трассы, который к тому же наверное быстрее сохнет, т. к. воздух легче проникает. Т.е. мне кажется более простым сделать насыпь из опилок, чем заниматься изменением ландшафта земли.
Возможно, разумно начинать с малого. После Рождественской гонки, вызвавшей бурную дискуссию по поводу качества подготовки трассы есть гарантия, что это информация дошла до организаторов? У меня лично нет вообще никаких подобных контактов, так что даже поговорить о том, чтобы иногда прокатывать трассу в Мариевке для меня не представляется возможным. Есть ли подобные трассы в Ярославле, на которых как раз и можно было бы «начать с малого» просто поговорив с кем, кто может организовать проход по трассе бурана?
Олег, я когда это писал, то имел в виду Ярославские проблемы в этом вопросе и хотел узнать как обстоят дела других городах.
Отвечу на все по порядку.
1) Камень преткновения – это территория на которой бы могла размещаться качественная лыжная трасса. Что бы ни один гоблин, извините за выражение, не мог прийти и испохабить ее раз уж власти не выделяют достаточно средств спортшколам для этих целей. Незнаю конечно как обстоят дела в Мариевке, но в том месте где проводят тренировки практически все детские лыжные спортивные школы в Дзержинском районе выглядят каждые субботу и воскресенье именно так:
В аромате дыма бегать мало приятного. Почему на футбольном поле или хоккейном корте такой картины не увидишь?
Отдыхающим мало нескольких ледяных горок, они закатывают все что попадается им на глаза
2) Я не имею ввиду Подолино или Белкино. Это, на мой взгляд, элитные места для катания и тренировок (за что можно сказать огромное спасибо Виктору Семеновичу, и Сергею Георгиевичу), расположенные в пригороде, но речь идет о местах расположенных в черте города, доступных для детей. Так вот после такого вандализма см фото сколько нужно восстанавливать лыжню, и что должен делать тренер на тренировке?, отсыпать уцелевшим снегом лыжню или обучать подопечных, следить за их «+» и «-»??? И на сколько хватит его терпения?
3) По поводу профиля трассы – это мое предложение или мечты, которые можно осуществить. А вот кататься на веле по такому профилю очень даже комфортно ( у меня вел МТВ), имею опыт езды по наклонным плоскостям и могу сказать что угол до 5- 10 градусов от горизонтали не чувствуется (испытал на велотреке, что на перекрестке ул. Е.Колесовой и Ленинградского пр.)
4) Олег, извиняюсь, но на Метеоре я не был, поэтому ничего сказать не могу. Но имею представление, как бегать по насыпи опилок высотой даже около 10 см., ощущение не из легких, а потом для велосипеда нужна достаточно твердая трасса. Вспомни ощущения на ДМ-вело, когда с твердой земли влетаешь на мягкие опилки. Думаю вопрос отпадет сам собой.
И конечно же надо начинать постепенно с малого. Полноценная трасса – это вопрос не одного года. Да и вернусь к камню преткновения. Я примерно полтора года назад от себя написал письмо в Мэрию с о всех проблемах и внес свои предложения по улучшению положения, встречался с различными людьми, предлагал свои руки (к сожалению денег моих всё равно не хватит), но воз и ныне там. Единственное поддержку и понимание и желание изменить что-то к лучшему я нашел у директора СДЮШОР №3 Куликова Н.А.
Подолино. Частное предприятие, которое в данный момент направлено на привлечение отдыхающих, в первую очередь на горнолыжный спуск и горку для катания на ватрушка. Лыжная трасса? Я думаю будут делать только 1,5 км. для прогулок отдыхающих …
Алексей в целом ты прав, но хочу поправить в некоторых моментах. Подолино действительно развивает горнолыжное направление, наиболее перспективное для получение прибыл(это осн. цель коммерческого предприятия), но и про нас бегунков тоже не забывают (низкий поклон Виктору Семёновичу). На данный момент в Подолино подготовлен ретраком круг около 7 км. и левая разгонная петля в очень приличном состоянии (та которую включили в Рождественскую гонку, из-за которой были бурные дискуссии и один из участников сломал «не очень дешёвую» палку). Второй момент — не надо путать администрацию Подолино и организацию Рождественской гонки, я предполагаю это разные вещи. В этом вопросе косяк Подолино только в пробке на выезде, но и то если смотреть объективно, видно, что администрация готовилась к наплыву отдыхающих, видно по расчищенным стоянкам и дорогам, но не предполагали что их будет СТОЛЬКО!!! Машины стояли до соседней деревни!!! Немножко не в тему — затраты по использованию лыжной трассы были более 100 т.р. (налог на землю + з/п + гсм), с 2013 г. налог подняли в несколько раз, а кто из нас платит за пользование трассой? Вот такая не хитрая арифметика или геометрия. При всех недостатках Подолино является лучшей трассой в Ярославле по подготовке рельефу и тех. оснащению, благодаря личному желанию Виктора Семёновича, «просто» он так захотел.
P.S.: Надеюсь был объективен и никого не обидел. Завтра мчим в Волгореченск морозить сопли.
Всё верно. Я не против бизнеса. Каждый решает сам, как зарабатывать. И то что сейчас, трасса готова, я охотно верю тебе Слава, но вот каким образом она готовиться, нужно ещё поинтересоваться у Пономарёва И.Ю. и Куликова Н.А. Суть проблемы было в тот момент, когда нужно было выступать на лыжной гонке и от части она была не готова. Что на данный момент, не могу сказать, возможно ошибаюсь, так как после соревнований не тренировался в Подолино.
Могу сообщить точно, что теперь там есть буран (дежурный), который относится к СДЮСШОР-3 и будет находиться в Подолино для подготовки трассы тренирующими доверенными тренерами.
13 января, отделение биатлона СДЮСШОР № 3 провели свои соревнования на лыжной трассе Кустаря, что было очень странно. Весь декабрь, там не наблюдали, спортсменов моложе 40 лет. Трасса находится в отличном состоянии, классика и конек, круг около 3 км.
Согласен с тобой Николай. Вчера, мой сын, тренировался на данной лыжной трассе и подтвердил, что дистанция в хорошем состоянии и для конькового и для классического хода. Кому спасибо сказать?
Могу поделиться, как это происходит на Костромской земле.
Лыжники энтузиасты, собираются несколько раз в год, в межсезонье на так называемые субботники и производят расчистку трассы в Чижово. На свои средства. Дальше на свои средства и благодаря Боброву Василию Васильевичу укатывают первый снег. Трасса держиться только за счет этого. Гонка посвященная Смирнову Н.Н. проводится за счет воспитанников Николая Николаевича и Института, в котором он работал.
Государству, как всегда интересен футбол и все такое!
Алексей, лыжная трасса в Чижова за кем числится?
Уважаемые спортсмены Ярославля, кто готов провести субботник в Подолино, весной и осенью?
Алексей,про Подолино не смеши! А вот на Кустаре имеет смысл! Место и рельеф там просто идеальные. Только вот узковато. В этом году правда сам не был еще. Под выровнять бы, да под расширить — я за! Пока все коттеджами не застроили. Да и на бензик «бураньщику» можно скинуться, что бы по полю петелек добавил.
Алексей, я за!!!! И не только за Подолино. Думаю суботники надо проводить и на Кустаре , Норском. Думаю за это спасибо нам скажут многие. Пила, топор и косы у меня есть. Жалко трактора нет.
Друзья если среди нас есть юристы дайте мне знать хотя бы в личку. Есть предложение или мысли которое нужно решить, которое кроме нас лыжников решать не будет.
Как говорится одна голова хорошо, а ….. ну вы сами знаеете.
На Кустаре я бы с удовольствием поссубботничал. Катался там в прошедшие выходные — трасса оставила приятное впечатление.
Вроде как, трасса числится, за школой олимпийского резерва. Только резервов там никогда не бывало. Правда председатель Федерации лыжных гонок Костромы Гайкалов С.П. и несколько тренеров Морозов, Копков всегда личным примером присутствуют на данных мероприятиях. И даже детей организовывают. Которые страшные лентяи. У меня была мысль провести в конце сезона, что-то междусобойчика на базе «Чижово». В Нерехте такую проводят. Если кто откликнется своим присутствием, то постараюсь организовать. В простонародье — это называется пьяная гонка. Теплый домик есть, поляну накрыть есть где. Штрафные очки это глинтвейн. Я думаю административный ресурс мне разрешит.
Под лежачий камень вода не течет.
Желающих много. Организаторы отсутствуют. На собственном примере прошёл.
Пользуясь случаем еще раз хочу сказать спасибо Диме Коровкину за организацию команды. И если, что надо с моей стороны поддержу!!!
Я так полагаю, что в Ярославле, где можно нормально потренироваться — это Кустарь и Норское. Так тогда в этом направлении и нужно двигаться.
В Норском я с местными мужиками, которые там катаются уже поговорил и они не против, даже сами предложили. Так что в Норском будем пытаться вернуть старую лыжную дистанцию и увести саночников куда-нибудь в другое место от верблюжъего спуска.
По возможности, готов принять участие во всех мероприятиях.