Ярославская сборная по лыжным гонкам провела нынешнее лето в таких трудах, которые представителям иных сборных могут только сниться. Лягут ли эти усилия в фундамент движения нашего региона в сторону элиты Российского лыжного спорта? Об этом недавно удалось побеседовать с главным тренером сборной Ярославской области Евгением Михайловичем Кондратьевым.
О спорте элитном…
— Евгений Михайлович, насколько известно, сегодня сборная не особенно многочисленна. Имеет ли смысл тренировать команду, которая пока не собирает даже полноценного эстафетного состава ни в одном из возрастов?
— По моему глубокому убеждению, тренироваться в главной сборной области должны спортсмены, которые в предстоящем сезоне будут на российских чемпионатах и первенствах показывать серьезные результаты. Независимо от того, сколько им лет и могут ли они образовывать состав для эстафеты и для командных гонок. Все-таки, лыжные гонки – спорт индивидуальный.
— Кто входит в сборную, кто соответствует этим критериям?
— Мужчины и юниоры: Евгений Новицкий, Алексей Мамьянов, Дмитрий Ефимов. Девушки и женщины: Татьяна Козлова, Евгения Малафеевская и Оксана Аксенова. Фактически, представлены все возраста, включая самый младший. Но Татьяна Козлова, его представляющий, уже в минувшем сезоне выступала в старшей возрастной группе и показывала там очень серьезные результаты.
— Есть ли шансы у спортсменов из второй команды пополнить основной состав?
— Дело в том, что я комплектованием второй сборной не занимался. Но считаю, что в него должны быть заложены несколько иные принципы, нежели сегодня. Основу второй сборной необходимо набирать из молодых спортсменов, большая часть которых потенциально готова усилить основной состав, если не в следующем сезоне, то хотя бы в одном из ближайших. Там же должны тренироваться двое-трое взрослых спортсменов, одновременно подающих пример молодежи и способных в любой момент по необходимости заменить кого-то в первой сборной. Насколько мне известно, сегодня в нашей второй сборной положение обратное: возрастные спортсмены преобладают. Более или менее полно моим критериям тренера главной сборной отвечают разве что Алексей Мартьянов и Евгений Ганин.
— Рыбинск в списках практически отсутствует: где спортсмены из «столицы» нашего лыжного спорта?
— Никита Хабаров делегирован в сборную России. Любовь Скребова, судя по некоторым заявления тренеров, собирается сосредоточиться на зимнем полиатлоне. Есть еще Светлана Николаева, но она выступает в параллельном зачете с Московской областью – и статус ее еще окончательно не определен. Хотя в прошлом сезоне она так же выступала за сборную России.
— Вообще, какой состав сборной является оптимальным?
— Это зависит от того, сколько специалистов принимают участие в работе. Для меня одного шесть-семь спортсменов – оптимальный вариант. Потому, в частности, что мне приходится на личном автомобиле возить их к местам тренировок – а это, сами понимаете, не автобус.
— Вопрос с автобусом, обещанным федерации в рамках губернаторской программы развития лыжных гонок, так и не решился?
— Как видите, нет. Впрочем, наши предложения закрепить за нами некоторую площадь в Демино, где бы могла проживать наша команда во время сборов (и которую могла бы сдавать, когда тренируется или соревнуется за пределами региона) тоже проигнорированы.
— Сейчас кругом такая экономия…
— На мой взгляд, экономию как раз предлагали мы. Судите сами: все время, пока нас в Демино нет, площадь, отведенная нам, приносит прибыль. Ее мы можем использовать для организации УТС (учебно-тренировочные сборы), выездов на соревнования и многие неотложные нужды. Сейчас начнется сезон снега. Основной тренировочной базой команды становится стадион в Подолино. Приблизительно половина сборной – учащиеся. Возить их общественным транспортом по вечерам к местам тренировок – и дорого и неудобно. Не могут и не должны лучшие спортсмены региона тратить время на ожидание автобуса, вместо того, чтобы учиться или отдыхать. Но и собственный автобус команды, при разумной эксплуатации, тоже дает экономию (в первую очередь, при проведении зарубежных сборов).
— Имеют ли смысл зарубежные сборы, при наличии в Ярославской области таких баз, как, например, Демино?
— Как это ни странно, но для нас в Демино один сбор обходится дороже, чем два – в белорусских Раубичах. Но это как раз не проблема. Нынешний сезон мы вообще начали в мае – в Фоке на Слепнева, где прошли цикл ОФП. Затем провели два «втягивающих» сбора в Подолино – хотя там, конечно, пока тяжело с лыжероллерной составляющей – трасса короткая и набор высоты на ней небольшой. Но вышли из положения – работали на роллерах с отягощениями, много сделали беговой, кроссовой работы… Основная работа первой половины лета закончилась поездкой в Раучибичи, где инфраструктура полностью соответствует задачам подготовки сборных. Затем отправились в Болгарию, на среднегорье – есть там такой центр лыжного спорта Бельмекен. Избыточной скоростной, повторной и переменной работы там не проводили – во-первых, сначала нужно заложить базу общей выносливости. Во-вторых, среднегорье как раз и подводит организм к возможности перейти к непосредственной подготовке к сезону. В целом, вышли на достойный уровень – в некоторые дни ребята выполняли объем работы, приближающийся к девяноста километрам…
— Наверное, такие объемы подразумевают медицинский контроль? Как обстоят дела у сборной команды с фармакологической и медицинской поддержкой?
— Контроль есть, но он немного не тот, который сегодня используется в циклических видах спорта. После каждого сбора (а если представлялась возможность – через несколько тренировок) спортсмены обследовались в нашем физкультурно-спортивном диспансере, в поликлиниках по месту жительства или (за свои деньги) в поликлинике больницы СЖД. В принципе, мы ни разу не допустили фатальных ошибок с перегрузкой спортсменов, но, конечно, такой подход к медицине не соответствует сегодняшним реалиям. Иногда получается, что какие-то важные данные я получаю постфактум, когда действенные меры принимать поздно и можно только учесть информацию на будущее. Хотелось бы, конечно, постоянного профессионального медицинского мониторинга, но я прекрасно понимаю, что это утопия – возможно, даже в национальных сборных подобная медицинская бригада работает не везде и не всегда.
— То, что спортсмены обследуются на собственные деньги, говорит об их достойной мотивации. Она распространяется на весь тренировочный процесс?
— Естественно – я не стал бы работать с теми, кто не заинтересован в результате. Правда, есть в этом составе люди, которые могут удивить даже меня: к примеру, самая молодая наша гонщица Татьяна Козлова не просто тренируется – она большинство наших занятий записывает на видео и анализирует в свободное время технику, скорость… То есть выполняет часть работы аналитической группы, наличием которой мы тоже, естественно, не обременены.
— Интересная картина – программа губернатора реализуется, а многие процессы в сборной по-прежнему идут благодаря энтузиастам.
— Нет, на самом деле прогресс очень серьезный – мы, все-таки, ездим на сборы; располагаем вполне достойным инвентарем, можем планировать подготовку на месяцы вперед. Всего этого раньше не было… Хотя конечно, всегда хочется большего…
…И о спорте массовом
— Возможно, вопрос не совсем по адресу, но целевая программа, о которой мы говорим, подразумевает не только поддержку сборной, но и развитие массового спорта. Может быть, какие-то подвижки можно ждать и в тех районах области, где лыжный спорт только появляется?
— На эти процессы я бы взглянул с двух точек зрения. С одной стороны – популярность лыжного спорта растет, а количество занимающихся им людей год от года прибывает. Но, преимущественно, за счет тех, кто может себе позволить вкладываться в этот весьма затратный вид спорта. С другой стороны – реального продвижения в деле развития детского спорта как не было, так и нет. Потому что отсутствуют лыжные базы, мало инвентаря и возраст тренеров понемногу приближается к пенсионному. Одним из самых проблемных мест на карте региона является, как это ни странно, Ярославль – город, воспитавший наибольшее количество лыжников высокого класса за минувшие пару десятков лет. В городской черте практически не осталось мест, где можно организовать рабочую трассу для тренировок. Хотелось бы видеть больше заинтересованности в позиции городских властей, поскольку возможности для создания трасс находятся в исключительной зависимости от политической воли руководства. В том же парке нефтеперерабатывающего завода можно проложить не только вполне рабочую лыжню, но и лыжероллерную трассу.
— Так речь в программе как раз о том, чтобы развивать лыжные гонки и за пределами Ярославля. Или там положение не лучше?
— Я расставил бы акценты несколько в другом порядке: наверное, в уездных городах несколько больше возможностей по созданию трасс в шаговой доступности. Для этого муниципальным управлениям физкультуры и спорта сегодня выделены снегоходы. Но сам по себе снегоход лыжню не сделает – для этого необходимо располагать еще и прицепным-навесным оборудованием. К тому же, далеко не факт, что все снегоходы в должной степени обеспечены горюче-смазочными материалами. Как обстоят дела со всем этим? Пока ситуация весьма неопределенная. Поэтому фавориты пока те же: помимо Ярославля и Рыбинска это, конечно же, Переславль. Заметен прогресс в Тутаеве, Ростове, Данилове… Но нужно понимать – в программе есть и такие пункты, эффект от реализации, которых может наступить далеко не сразу.
— Возникает ощущение, что три года, отведенные на реализацию губернаторской программы – это, в общем, мизерный срок. Реально ли за это время выйти на уровень признанных регионов — лидеров лыжного спорта России?
— Давайте начнем с того, что многие наши спортсмены в прошлом сезоне занимали высокие места на российских соревнованиях, побеждая, например, представителей (а иногда и лидеров) команд Ханты-Мансийского Автономного округа, Тюменской области, мурманчан… То есть результаты работы я готов представить в любой момент и обсудить их на самом высоком уровне. Что же касается отдаленных перспектив, то здесь я бы хотел обратиться к моим коллегам – представителям тренерского совета. На мой взгляд, если программа уже принята и утверждена Ярославской областной думой, нет смысла пытаться ее как-то модернизировать, изменить или оптимизировать в процессе реализации. Ее надо по возможности полно выполнить. И только после этого оценивать, изменять и принимать решения о дальнейших шагах. Лыжный спорт очень специфичен – любые резкие движения идут ему только во вред.
Надеемся, что в новом сезоне 2012/2013, наша сборная постарается попасть в 20-ку лучших по комплексному зачёту среди субъектов РФ по лыжным гонкам, чтобы лыжники нашего региона на чемпионатах Ярославской области могли выполнять соответствующие разряды. Рейтинг российских лыжников-гонщиков 2011-2012 годов.
Спасибо Евгению Михайловичу, за интервью, информацию о нашей команде, за которую мы очень болеем и желаем в новом сезоне успехов.
Очень рад появлению этого информационного материала на нашем сайте. Хотелось бы и впредь получать такую же качественную и наглядную информацию о наших сборных командах. Присоединяюсь к мнению , высказывшихся выше, что переживаем за результаты наших ведущих спортсменов, и нам очень интересно знать,в каких условиях проходит их подготовка, о проблемах, достижениях или неудачах (последних желаю как можно меньше). Огромное спасибо Евгению Михайловичу за интерьвью и, конечно, автору за достойную работу (хотелось бы знать, кто скрывается под ником «kononez»).
Я думал, что Анатолия Кононца многие знают и ник соответствует. Он вроде единственный спортивный журналист, по крайней мере которого я знаю, который пишет о лыжном спорте.
Прошу прощения, не знал. Почему-то ник читал с буквой «з» в конце. Ещё раз спасибо за отличную статью.
Спасибо. Старался. Мою фамилию можно (и нужно!) склонять. Типа: Кононца, Кононцу… Ну упаси господи склонять такие фамилии в женском роде! 😎
А буква z — это чисто латиноамериканское.
Поправил.
А у меня предложение к Анатолию Кононцу, выкладывайте здесь почаще что пишите о лыжном спорте, да и о смежных дисциплинах тоже. Думаю все будут только рады.
БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!!!
Респект Евгению Михайловичу и Анатолию за такое содержательное интервью и вдумчивые ответы . Не плохо бы организовать такие же интервью с членами сборной ЯО .