В феврале 2014 года на соревнованиях в клубе «Романтик» я познакомился с Геннадием Белоусовым, менеджером из компании «По стране», занимающейся туристическим бизнесом. Геннадий предложил мне дать оценку спортивной привлекательности города Бяла в Болгарии с целью определения возможности проведения там спортивных мероприятий по циклическим видам спорта. В Бяле у Геннадия имеется возможность предложить проживание для спортсменов. Итак, в марте я отправляю Геннадию заграничный паспорт, так как шенген у меня заканчивается, получаю визу в Болгарию сроком на полгода и вылетаю в Варну 6 апреля из Домодедово. В аэропорту Варны меня встречают Геннадий и небольшой дождь при температуре плюс 10 градусов. Дорога до Бялы на автомашине заняла около часа. В городе мы пообедали и проехали по улицам с целью получения первых впечатлений.
Город Бяла расположен на побережье Черного моря между городами Варной и Бургасом. В этом месте к морю примыкают отроги горного массива Стара Планина, который пересекает Болгарию с запада на восток. Рельеф местности в окрестности Бялы представляет собой сочетание пологих холмов с множеством балок, имеющих достаточно серьезный уклон на откосах. Примерно половина местности занята сельскохозяйственными угодьями, оставшаяся часть-широколиственным лесом. Дороги и тропы в виноградниках травянистые с вкраплением мелких камней. Почва на лесных дорогах глинисто-каменистая. Скальных участков нет. Климат в Бяле классический черноморский, напоминающий ставший российским Крым. Зимы теплые, снега практически не бывает.
Геннадий поселил меня в апартаментах — студио в доме на улице Царя Симеона Великого в 600 метрах от моря. Город удивляет тишиной. спокойствием и размеренной жизнью его обитателей. При этом ведется масштабное строительство новых коттеджей, апартаментов и отелей со всеми вытекающими из этого специфическими особенностями. Город очень чистый, дороги и улицы не загружены транспортом, что создает хорошие предпосылки для бега и вело тренировок. Для плавания в открытой воде пляжи Бялы подходят идеально, имеется и залив, отгороженный молом от отрытого моря, практически защищенный от волн.
День 1 — 7 апреля
В 9.00 отправляюсь на прокладку первого трека. В Бялу я привез МТБ велосипед , на который поставил резину SCHWALBE FURIOS FRED 26 X 1,9 так как предстояли тренировки и на шоссе и на местности. Поднявшись на улицу Береговую, я спустился к верхнему мосту через речку и выехал из города по улице Стара Планина к виноградникам. Смотреть город на карте.
По виноградникам я спустился к первой балке. На спуске в балку меня удивил большой уклон с каменистым грунтом. После подъема из балки я проехал около одного километра по грунтовой дороге через пашню и въехал в балку, дорога в которой вела к морю. Спуск по этой дороге в дождливую погоду может быть опасен. На пляже у берега моря стояли 2 прицепа- кемпера. На дверях висели замки, но окна были разбиты. От моря шел крутой подъем в широколиственный лес. На дорогах попадались лужи и грязные участки. Приблизившись к берегу, моря я увидел асфальтовую дорогу, от которой шел поворот вправо по бетонному серпантину к пляжу, через турбазу. Дальше, вдоль пляжа, шел асфальт до, непонятно зачем, построенного пирса, выдающегося в море. Перед пирсом я повернул влево и по асфальту доехал до села Шкоропиловцы, далее, по грунтовым дорогам, через поля — до автодороги Варна-Бургас, а по ней — до села Горицы. Через Горицы я планировал вернуться в Бялу по проселкам, но пару раз в виноградниках попал в тупики. Удалось найти путь через глубокую балку, но не советую через нее в дальнейшем ездить, очень крутые спуск и подъем, шел пешком. Пройдя балку я поднялся в виноградники и через них въехал в город по улице Ивана Калчева.
Итог первого дня
Местность севернее Бялы ограничена с востока — морем, с запада — шоссе Варна-Бургас, с севера -дорогой на Шкоропиловцы., приемлема для тренировок на МТБ велосипеде, кроссовых тренировок, имитационной подготовки лыжников. С ограничением в дождливую погоду. Уровень подготовки спортсменов — от любительского до профессионального. Возможно устройство трассы для МТБ соревнований в формате Олимпийский кросс-кантри (ХСО) и МТБ веломарафон (ХСМ).
День 2 — 8 апреля
Сегодня запланировал проехать по асфальту трек около 90 км в долине реки Двойница. Выехал в 10.40 из центра Бялы по улице Андрея Пермянова на автотрассу Бургас-Варна. Трасса достаточно широкая. Имеет от 2 до 3 полос движения, покрытие отличное даже для шоссейных велосипедов. Движение на трассе достаточно оживленное по меркам Болгарии, а по российским, так его почти нет. Водители ведут себя достойно. Микронок с меня никто не снимал. До Горицы 5 км в гору, затем 6 км спуска по прямой, при педалировании ноги забалтываются, даже на краях. Делаю поворот налево по указателю на Дюлино. Дорога становится совсем пустынной, не более 1 машины на километр пути. Еду в пологий длинный подъем в широколиственном лесу. Асфальт здесь намного хуже, чем на автомагистрали, но для байка на фуриосах все идет очень комфортно. Проезжаю поворот налево в Дюлино и еду прямо по направлению на Солник. По дороге ни души, ни дома, 6 км по лесу. Въезжаю в Солник, большое село с открывающимся видом на долину реки, окруженную предгорьями Стара Планина, покрытые лесами. Вид потрясающий! Заглядевшись на долину Двойницы, пропускаю нужный мне правый поворот и выезжаю из Солника на булыжную дорогу. Решаю продолжить путь вниз к реке. Спуск становится все круче и каменистее. Незаметно пролетел до реки около 4 км . На реке меня встречают 2 диких кабана, пьющие воду. Решаю не портить им выпивку и поворачиваю обратно. Путь в гору по камням оказался не из легких и возле Солника мой фуриос на заднем колесе не выдержал и дал течь. В Солнике меняю камеру на запасную. Но заклеить пробитую не смог. Не нашел дырку. Понимаю, что закольцевать трек сегодня не получится. т. к. для этого придется проехать 9 км по горам без асфальта., а запаски уже нет. Проезжаю еще 5 км до села Бьерндарево («Бьерндалена») и еду в обратную сторону. Дорога по прежнему пустынна, встретил только две конные повозки с болгарскими цыганами, красота по прежнему потрясающая. Проезжаю Солник уже в обратном направлении, дальше 6 км сплошь в лесу. Поворачиваю направо в Дюлино по старой дороге на Бургас . До Дюлино 6 км пологого спуска..В Дюлино пересекаю по мосту Двойницу и начинаю подъем по серпантину на правую сторону долины. Дорога напоминает подъем из Бахчисарая на Ай-Петри на южном берегу Крыма. Через 4 км поворачиваю налево и после села Раковского ловлю гвоздь в заднее колесо. Удалось заклеить камеру. Еду дальше. После села Приселци длинный спуск, справа красивые, покрытые лесом горы в районе населенного пункта Обзор. Ловлю себя на мысли, что за весь путь не встретил ни одного велосипедиста. И тут же замечаю в 500 метрах впереди три фигуры велосипедистов в специфически раскрашенной одежде. Упираюсь рогом, но через 3 км догоняю их. Это оказались три подростка на шоссерах из города Несебр. Очень были похожи на велогонов. Больше я таких в этот день не видел. Подъезжаю к шоссе Варна-Бургас, сворачиваю налево и заканчиваю свой путь в центре Бяла.
Итоги второго дня
Автодорога Варна-Бургас пригодна для тренировок на шоссейных велосипедах при соблюдении правил безопасности. Тренировки на асфальтовых дорогах западнее Бялы лучше прооводить на МТБ велосипедах с покрышками типа ROAD. Уровень подготовки спортсменов от любительского до профессионального. Минусы: отсутствие инфраструктуры для велосервиса. Плюс — потрясающая красота, мягкий рельеф, отсутствие опасных участков.
День 3 — 9 апреля
Сегодня рисую треки возможных соревнований по триатлону в Бяле. Начинаю с плавательного сегмента. Лучшее место его расположения — залив за мысом Святого Атанаса, где не будет сильных волн, даже при шторме на море. Однако, к заливу ведет одна единственная дорога, по которой придется проводить велогонку со встречным движением. Поэтому выбираю местом проведения плавательного сегмента пляж в месте примыкания к берегу моря улицы Пляжной.
В настоящее время там ведется строительство, поэтому понять схему организации транзитной зоны пока сложно. В любом случае, начало велосипедного сегмента отстоит от выхода из воды на расстоянии не более 150 метров. Еще одной проблемой может быть небольшая лестница. Однако, думаю, что по окончании там стройки удастся найти приемлемый вариант.
Итак, отправляемся на вело этап. Начинаем движение по улице Пляжной, которая переходит в улицу Черноморскую . Она разделена газоном на 2 полосы. Поднимаемся до улицы Андрея Премянова в центр Бялы и поворачиваем направо и едем до поворота налево на улицу Гроздьо Желева. До этого места асфальтовое покрытие отличного качества. Асфальт на улице Гроздьо Желева носит следы строительных работ (прокладка коммуникаций, ямочный ремонт). Однако, и при этом улица доступна для езды на шоссейном велосипеде, кроме того, есть надежда, что при таком масштабе строительства ее вновь заасфальтируют. Протяженность участка трассы по этой улице и аналогичного качества улице Христо Паскова 1200 метров. Итак, по улице Желева доезжаем до улицы Трифона Милушева (автодорога Варна-Бургас) и не выезжая на нее сворачиваем налево на улицу Паскова. На пересечении с улицей Андрея Премянова поворачиваем налево и движемся вниз в центр Бялы, снова поворачиваем налево и спускаемся вниз по улице Черноморской справа от газона до улицы Хан Аспарух 010.
Сейчас на этой улице ведется строительство дорожного полотна, поэтому есть надежда, что оно будет отличного качества. В районе отеля Лагуна поворачиваем направо и по строящейся дороге поднимаемся вверх до левого поворота в сторону улицы Хан Крум. Делаем левый поворот на улицу Хан Тервел спускаемся по ней, замыкая велосипедный круг в месте его начала. Протяженность круга 5100 метров.
Начинаем беговой сегмент вверх по тротуару с правой стороны улицы Пляжной. Через 180 метров поворачиваем направо на улицу Хан Аспарух, пробегаем через нижний мост и сворачиваем налево на улицу Братья Господиновы, бежим вверх до улицы Господин Милушев с правой стороны , поднимаемся по улице Господин Милушев до улицы Ивана Калчева, делаем левый поворот и спускаемся до улицы Братья Господиновы. По этой улице бежим с правой стороны до улицы Хан Аспарух, далее вниз через мост до улицы Пляжной. Повернув налево бежим по проезжей части улицы Пляжной с левой стороны и поворачиваем на следующий круг в месте начала предыдущего. Протяженность круга — 2440 метров. Участки встречного бега на этом круге опасности для участников не представляют.
Итоги третьего дня
Организация в данном месте триатлонных соревнований должна быть согласована с администрацией города, полицией и собственником недвижимости, находящейся в месте предполагаемой транзитной зоны. Необходимо предусмотреть покрытие для выхода спортсменов из воды, особенно в месте бега по лестнице. Проведение в указанном месте плавательного сегмента возможно при волнении в море, не превышающем пределы безопасного плавания для участников. Обязательно при наличии спасательной службы. Возможный формат соревнований — спринт (750-20-5), олимпийская дистанция (1500-40-10).Возможный статус соревнований — национальные соревнования Федерации триатлона Болгарии, этап Кубка Европы ( при согласовании с ETU), международные соревнования среди любителей и ветеранов, матчевые встречи Россия-Болгария, соревнования для отдыхающих на курортах Черноморского побережья Болгарии и др. ПРИМЕЧАНИЕ: в случае возникновения на море штормового волнения возможно проведение соревнований с использованием 2-х транзитных зон. В этом случае плавательный сегмент проводится в заливе за мысом Святого Атанаса. Там же устанавливается первая транзитная зона для перехода от плавания к велосипеду..Велосипедный этап начинается по серпантину к улице Святого Атанасия, проходит через улицу Андрея Пермянова и на пересечении с улицей Христо Паскова продолжается по раннее предложенному кругу. Вторая транзитная зона устанавливается в ранее предложенном месте на улице Пляжной. Беговой сегмент без изменений.
Проведение ХС триатлона
Плавательный сегмент проводится там же в районе примыкания улицы Пляжной к берегу моря. Велосипедный сегмент начинается по улице Пляжной, далее поворот направо на улицу Хан Аспарух, крутой подъем в гору по бетонке и выход в виноградники. Далее, в зависимости от формата, предложенного организаторами прокладывается круг по пересеченной местности севернее Бялы протяженностью от 20 до 30 км. В Бялу круг заходит через улицу Ивана Калчева ( см. трек от 8 апреля 2014) и проходит через верхний мост на улицу Береговую далее по улицам Черноморской и Пляжной до транзитной зоны. Беговой этап начинается по улицам Пляжной и Хан Аспарух , далее в виноградники и в зависимости от формата, определяемого организаторами, вписывается в трек велосипедного сегмента , имея протяженность от 6 до 10 км. Окончание бегового круга проходит через улицы Ивана Калчева, Береговую, Черноморскую и Пляжную (см. схему города Бяла). При форс-мажорных обстоятельствах возможен перенос плавательного сегмента в залив за мысом Святого Атанаса с организацией двух транзитных зон, как в случае с шоссейными вариантами триатлона. Возможный статус соревнований- национальные соревнования Федерации триатлона Болгарии,, Международные соревнования любителей и ветеранов, этапы серии X-TERRA, серии TNATURA и другие.
День 4 — 10 апреля
В 9.50 выезжаю по кольцевому треку километров на 100 в предгорьях Стара Планина. Использую трек от 8 апреля, но в противоположном направлении. Погода испортилась — пасмурно, холодно, сильный ветер. Проезжаю 6 км по шоссе Варна-Бургас, перед Обзором поворачиваю направо, на бетонку, через 4 км после моста через речку поворачиваю налево и еду через села Приселци и Раковсково. Поднимаюсь к старой дороге Варна-Бургас и еду по ней влево. После села Паницово дорога выходит на вершину горного хребта, высота на уровнем моря достигает 500 метров, леса больше нет, холодно. Надеваю ветровку и ухожу на 11 км спуск ,в т.ч. 6 км по серпантину. Внизу сворачиваю направо по направлению на Руен и еду против ветра вдоль горного хребта. Назревает дождь, но назад пути нет. Проезжаю еще одну Горицу и после Просеника поворачиваю направо на горный серпантин до села Синий Рид. Исчезают путевые указатели, ориентируюсь по навигатору и карте. С вершины хребта открывается потрясающий вид на долину с озером Порой, а на горизонте заблестела кромка моря. А ведь до него не менее 40 км. На 61 км трека сворачиваю вправо на каменистый горный проселок и как козел скачу по нему 9 км в основном вниз, не встретив при этом ни одной живой души, не считая птиц. Мои бедные фуриосы стонали, но держали и течи не дали. Выезжаю на асфальт в 4 км восточнее села Булаир, ухожу вправо и спускаюсь вниз между высоких, потрясающих красотой гор. Миную село Голица (не путать с Горицей)и въезжаю на трек 8.04. в обратном направлении. Далее двигаюсь через «Бьерндаленово», Солник и выезжаю на шоссе Варна-Бургас в 10 км северо-западнее Бялы. С трудом выкручиваю передачи и мертвый въезжаю в Бялу — 110 км.
РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию маршрута
Трек (по запросу) целесообразно использовать в следующих целях:
- Туристическое путешествие на велосипеде за один или два дня. В больших селах , таких как Просеник и Солник имеются рестораны и кафе. В Просенике (52-й км маршрута) возможно наличие отеля. (позднее проверю). Маршрут может быть легко преодолен без особых усилий с привалами и остановками туристами любой квалификации за 12 часов.
- Циклическая тренировка на выносливость для квалифицированных спортсменов на велосипеде МТБ. Минимальное время преодоления для топ-байкеров 4 часа
День 5 — 11 апреля
С утра идет дождь, поэтому появилось время порассуждать по сути вопроса- стоит ли ехать тренироваться в Бялу. Сначала о цене вопроса. Авиаперелет Москва-Варна-Москва в зависимости от сезона стоит 15-20 тысяч рублей, если лететь эконом классом, при этом авиакомпания S7 бесплатно провезет багаж с велосипедом весом до 20 кг. Из аэропорта Варны до Бялы можно добраться на такси за 70 левов или на автобусе за 10 (1 болгарский лев в настоящее время равен приблизительно 25 рублям РФ). Проживание в Бяле с достаточным уровнем питания обойдется в 50 левов на человека в сутки. Следует отметить очень высокий уровень качества продуктов и низкие цены на них. В небольшом ресторанчике вы пообедаете за 30 минут за 10 левов.
А стоимость 0,5 литра пива в магазине от 1 лева. Если вы приехали с целью проведения тренировочных мероприятий, то других расходов у вас не будет.
В Бяле у вас не будет языковых проблем, русский язык в Болгарии понимают очень хорошо, письменный болгарский практически будет понятен носителям русского языка. Затруднения могут возникнуть с пониманием устного болгарского.
Климат Бялы позволяет проводить круглогодичные тренировки в циклических видах спорта, плавание в море доступно с мая по октябрь, тем более при использовании гидрокостюма. В настоящее время район Бялы практически спортсменами не освоен, ниша для проявления инициативы открыта и ждет первопроходцев, конкуренции не будет. Россияне активно скупают недвижимость в Бяле, до 50 процентов иностранцев , купивших здесь дома и квартиры — россияне. Стоимость одного квадратного метра от 500 евро, особенно привлекательны апартаменты — студио.
Предложений пока достаточно много. Кстати въезжать в Болгарию можно по шенгенской визе.
11 часов утра. Дождь не кончается, попробую провести тренировку в дождь, чтобы понять возможно ли это в Бяле. Ведь не всегда же здесь солнечные дни. Выбираю наиболее приемлемый вариант — кросс . Выбегаю из дома по улицам Береговой, Черноморской, Андрея Премянова на шоссе Бургас — Варна и бегу в сторону Варны до выхода из города.
Задача — проверить возможность проведения кроссовых тренировок северо-западнее Бялы, с левой стороны от шоссе Бургас-Варна. Не добегая 100 метров до автозаправки сворачиваю влево. Добегаю до трех белых строений, огороженных колючей проволокой, поворачиваю направо перед ними и выбегаю на песчаную дорогу, проходящую по верху горной гряды. Дорога совершенно сухая и удобоваримая для бега и езды на велосипеде, несмотря на дождь. Оставляю слева холм, возвышающийся над горной грядой. дальше дорога идет через виноградники, слева примыкают технологические проезды, рельеф очень мягкий, хорош для скоростной работы в беге. Упираюсь в пасеку, поворачиваю направо и добегаю до шоссе Варна-Бургас. Поворачиваю налево и спускаюсь в лес, вижу еще одну пасеку, пчел правда не вижу. Дапльше дороги нет, на навигаторе 2,5 км от белых строений, поворачиваю в обратном направлении. По пути пару раз забегаю в технологические проезды в виноградниках , делая попытки закольцевать круг. Проезды оказались трудно пробегаемыми. Добегаю до холма и спускаюсь вниз по дороге , уходящей вправо. Миную еще одну пасеку, хорошо.что нет пчел. Дорога примыкает к еще одной, уходящей вниз в долину. Спустившись на 500 м вниз, возвращаюсь вверх на вершину гряды, добегаю до трех, огороженных строений, где я ранее включил таймер и там же его выключаю.
Вывод пятого дня
Местность северо-западнее Бялы слева от шоссе -Бургас-Варна пригодна в любую погоду для кроссовых тренировок, но требует детальной планировки беговых кругов. На песчаной дороге, проходящей по верху холма, возможно проведение интервальных и повторных тренировок, в т.ч. на спусках и подъемах. Существуют реальные возможности имитационной работы для лыжников-гонщиков, однако требуется планировка имитационного круга. Возможность проведения длительных дистанционных беговых и велосипедных тренировок в долине реки Перперидере требует дальнейшего изучения. Местность идеально подходит для оздоровительного бега трусцой при использовании только верхней дороги от места начала трека до примыкания к шоссе Бургас-Варна.
День 6 — 12 апреля. С Днём космонавтики!
Погода хорошая, ясно, дождя нет.
Выезжаю на велосипеде в район вчерашнего кроссового трека.
Через 1 км после заправки на выезде из города в сторону Варны сворачиваю налево и поднимаюсь в гору вдоль леса до песчаной дороги на вершине хребта.
Сегодня впервые взял с собой фотоаппарат, останавливаюсь и делаю панорамные снимки долины.
Затем проезжаю круг слева от холма с целью получения его характеристик.
Длина 1330 метров, набор высоты на круге 45 метров. Место расположения круга смотри на треке от 11.04.
Рекомендую данный круг для интервальной кроссовой работы, имитационных упражнений лыжников, силовой работы на МТБ велосипеде. Поднимаюсь на холм, вероятно это наиболее высокая точка над городом. На холме следы земляных сооружений, рвы, траншеи, видимо после войны. Вид на долину с холма впечатляет! На холме включаю таймер навигатора и отправляюсь вниз на просмотр полевых дорог.
Через 3 км спуска подъезжаю к пруду с беседкой на берегу, пересекаю ручей и поднимаюсь в поля на другом его берегу, через 1 км подъезжаю к Т-образному пересечению полевых дорог, сворачиваю направо и начинаю длинный подъем на горную гряду в сторону Горицы. На вершине гряды оставляю домик , надпись на котором гласит: «Ловла Хижа ЛРД Бяла» — видимо охотничий. Проезжаю 500 метров по каменистой дороге и выезжаю на шоссе Варна-Бургас.Поворачиваю направо в сторону Бялы и че рез 900 метров съезжаю с шоссе вправо на проселок, который переходит в песчаную дорогу, входящую в трек от 11.04. По этой дороге доезжаю до холма, где начал круг и выключаю таймер.
Получилось 8,5 км, вполне приличный круг для дистанционных кроссовых тренировок или комфортной езды на МТБ велосипеде. Впрочем, долина позволяет проложить и еще более протяженные кольцевые маршруты, не говоря уже о челночных. Однако, если грунт дорог на вершине и склонах горной гряды песчаный и они доступны для передвижения в любую погоду, то дороги в равнинной части долины глинистые и в дождь могут раскиснуть.
P.S. Для чего сделаны эти записи?
Для информирования потенциальных участников тренировочных мероприятий в городе Бяла, спортсменов любителей, ветеранов и профессионалов, занимающихся бегом, триатлоном, лыжными гонками, различными дисциплинами велосипедного спорта, о возможных местах проведения тренировок в окрестностях города.
Данная информация не носит исчерпывающего характера и может быть в значительной мере дополнена при дальнейшем изучении местности.
Треки, выложенные в отчете, не являются обязательным маршрутом следования, носят только информативный характер, выполнены с использованием навигатора GARMIN 800 по заказу компании «По стране».
Геннадий Белоусов тел. +7-916-526-2741, в Болгарии +359876712259, E-mail: belousov@yandex.ru